Данная развивающая программа реализуется на первой ступени «Играя, развиваемся!» в школе творческого развития дошкольников «Радуга» и решает задачу адаптации дошкольников к условиям обучения в учреждении дополнительного образования детей.
Программа является комплексной и включает в себя 3 предмета - содержательных компонента, введенных в комплекс с целью:
Курс «Музыкально-подвижные игры» - сформировать у дошкольников устойчивые двигательные навыки.
Курс "Занимательные игры с бумагой" - развитие у детей пространственного, математического мышления и способностей к экспериментированию и изобретательству средствами бумагопластики
Курс «Дидактические игры» - развить у детей речь и мышление в единстве с творческим воображением, фантазией, восприятием; начать формирование систематического овладения опытом творческой, познавательной деятельности.
Курс «Дидактические игры» - развить у детей речь и мышление в единстве с творческим воображением, фантазией, восприятием; начать формирование систематического овладения опытом творческой, познавательной деятельности.
Игра является обязательным компонентом занятия. Правильно подобранные и использованные в процессе обучения игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к занятию, к работе. На учебных занятиях педагогами используются игровые технологии, разнообразный дидактический материал, которые достаточно подробно описаны в программах содержательных компонентов.
Цель программы - развитие у дошкольников психических процессов, двигательных навыков и творческих способностей.
В результате обучения воспитанник может: свободно ориентироваться в помещении учреждения, чувствовать себя свободно и раскованно; уверенно управлять своими движениями; в общении со сверстниками самостоятельно использовать полученные в играх знания и навыки; на своем возрастном уровне решать проблемные ситуации.
По окончании обучения воспитанник по решению своих родителей имеет возможность перейти на вторую ступень школы «Радуга» со сроком обучения в 2 года, в результате чего более тесно соприкоснуться с миром детского творчества и его разнообразием, выбрать любимое занятие и творческое объединение, в котором будет заниматься в дальнейшем.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения с общим количеством часов 108. Учебные группы формируются из детей дошкольного возраста в возрасте 4-х лет. Занятия проводятся комплексно один раз в неделю, из расчета по 1 учебному часу на каждый предмет, с продолжительностью каждого занятия 30 минут и десятиминутными перерывами между занятиями. Прием производится на основе личного решения родителей ребенка. Состав учебных групп определен количеством в 15 человек.
На второй этап обучения в школе творческого развития дошкольников «Радуга» принимаются дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет. В этом возрасте у них накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи, у них формируются зачатки учебной деятельности. На этом этапе реализуется комплексная программа развивающего обучения «На пути к творчеству». Помимо того, что все предметы, входящие в комплекс, обеспечивают развитие психических процессов, каждый из них выполняет свою отдельную функцию:
Предмет "Развивающие игры" обеспечивают развитие интеллектуальных способностей;
Предмет "Играем в английский" формирует интерес к английской речи, развивает языковые способности;
Предметы "Театрализованная деятельность", "Ритмика" в свою очередь, обеспечивают выявление и развитие творческих способностей, развитие эмоциональной сферы;
Предметы "Изобразительная деятельность", "Компьютер для малышей" - обеспечивают развитие не только творческих способностей, но и творческого мышления; кроме того, предмет "Компьютер для малышей" развивает умения и навыки пользователя компьютера.
Программа имеет два варианта: для дошкольников, прошедших одногодичный подготовительный этап развития, а, следовательно, уже достаточно адаптировавшихся к условиям Дворца творчества, и для дошкольников, впервые пришедших в учреждение. Разница между ними заключается в том, что у дошкольников, относящихся к первой категории, в отличие от второй: - в течение года шло развитие двигательных навыков, психических процессов, началось развитие творческих способностей; - они легче идут на контакт с педагогами, уверенно ориентируются в помещении учреждения, легче и быстрее справляются с учебными заданиями.
I вариант Комплекс предметов для дошкольников, прошедших 1-ю ступень обучения:
1. Развивающие игры – 2 года.
2. Играем в английский – 2 года.
3. Изобразительная деятельность – 2 года.
4. Компьютер для малышей – 1 год.
5. Ритмика – 2 года.
II вариант Комплекс предметов для дошкольников, не прошедших 1-ю ступень обучения:
1. Развивающие игры – 2 года.
1. Развивающие игры – 2 года.
2. Играем в английский – 2 года.
3. Изобразительная деятельность – 2 года.
4. Компьютер для малышей – 1 год.
5. Ритмика – 1 год.
6. Театрализованная деятельность- 1 год.
Учебные группы формируются из детей дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет. Занятия проводятся комплексно два раза в неделю, из расчета по 1 часу на каждый предмет, с продолжительностью каждого занятия 30 минут и десятиминутными перерывами между занятиями. Прием производится на основе личного решения родителей ребенка. Состав учебных групп определен На 1-м году обучения - 15 человек, на 2-м – 12 человек.